Когда движение не только жизнь, но и заработок

Начал тестирование британский сервис BitWalking, который будет платить 1 крипто-доллар за каждые 10 тыс. пройденных шагов, зафиксированных шагометром на смартфоне. Пока курс валюты уточняется, но по предположению авторов пользователи приложения смогут зарабатывать от 15 крипто-долларов в месяц, а в развивающихся странах много больше. Конечно, это не благотворительный сервис, компания планирует зарабатывать за счет рекламы спортивных товаров. И вряд ли у них есть миссия оздоровления населения планеты или поддержки её бедных слоев. Но представим, что это было бы так.
Что значит финансово поощрять в человеке его полезные действия? Если рассматривать на примере занятиях спортом, то еще несколько десятилетий назад понимание пользы от физического воспитания и укрепление здоровья было чем-то более практически осознанным. Да и вообще быть сильным, ловким и умелым считалось важным атрибутом человека в культурном смысле. Такая своего рода культурная установка направляла его на ведение активного образа жизни.

В день же сегодняшний стало намного меньше места внутренне побуждающему стремлению к чему-либо, обычно в нём так или иначе просматривается экономика. Теперь на замену культурного регулятора, или мотиватора, становятся деньги, отсюда и такая специфическая монетизация многих сфер жизни, ожидание получения выгоды за любое усилие, будь то физическое или умственное. В этом смысле такой сервис, финансово поощряющий активный образ жизни, — беспроигрышный вариант.

Можно пойти дальше и представить, что деньги всё больше влияют на человеческие поступки, когда культурный регулятор все больше уступает ему бразды правления. Тогда даже любые общественно значимые или добрые дела будут совершаться лишь, когда будут иметь финансовый результат. Например, перевел бабушку через дорогу — получил 3 крипто-доллара, уступил место в общественном транспорте — 2 крипто-доллара. Только как то при этом человек начинает странно выглядеть, может он уже и не человек вовсе, а какой-то услужливый официант, ожидающий свои законные чаевые за сверхмерную заботу, — и людям приятно и ему финансовое подспорье.

Известный немецкий социолог Георг Зиммель в свой работе «Философия денег» (1900), отмечал двоякую природу денег. С одной стороны они организуют в порядок социальный хаос, а с другой — их безликая, бездуховная, рациональная сущность разрушает эмоционально-волевые связи между людьми, между ними растет отчуждение. Деньги могут дать простор и свободу от многих зависимостей, но эта свобода покупается путем душевного и духовного опустошения, утраты родины, родства, любви.

Такая выходит цена вопроса того, что мы получим человека подобного Гане Иволгину, персонажу Достоевского, готового за три целковых на Васильевский остров ползком доползти.

от dialexika

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *