Сергиев Посад: разоблачение «культа Победы»

Фрагмент литературно-музыкальной композиции. О.А. Устинов.

Празднование 70-летней годовщины Победы Советского Союза над фашистской Германией было в Сергиевом Посаде очень странным, если не сказать больше, и оставило многих в недоумении, а некоторых и в негодовании.

В течение двух недель общественность, власти и «четвертая власть» обсуждали праздничные мероприятия на все лады. Критика разных сторон, включая организаторов, сводилась к тому, что общая концептуальная задумка праздничных мероприятий была не так уж плоха, а вот с исполнением этой задумки как-то не очень хорошо вышло. А потому следует сделать соответствующие выводы и внести соответствующие корректировки («проводить… более качественно»). Но что любопытно, все стороны дискуссий, как в печати, так и на телевидении, говорили о качестве, недоработках, о том, чего не хватало, об атмосфере, настроении… О чем угодно, кроме главного: то есть, кроме того, что произошло на самом деле.


Важен и еще один момент – осознанная провокационность произошедшего. И если глава района С.А. Пахомов аккуратно сказал, что «организаторы подошли необычно к формату празднования», то заместитель главы города С.А. Персианов бухнул, как есть: «мы как организаторы там достаточно много рисковали, и это был один из таких серьёзных рисков, поскольку… это ломало всё традиционное представление, да, об этом митинге, как это происходило обычно 9-го».

То есть, речь идет о ломке традиции и о создании чего-то нового. Организаторы решили, что ломать традицию следует аккурат в 70-летие Победы.

Чтобы разобраться, что произошло на самом деле, поговорим о «задумке», по выражению ведущей программы «Вместе» (телеканал «Тонус»). Точнее, о задумках. Я буду выделять наиболее знаковые, которые сформировали облик «празднования».

Задумка первая. «Рисковый» перенос официальной церемонии возложения венков с даты государственного праздника, 9 мая, на 8 мая, со смещением упора с подвига советского народа на повиновение погибших. При этом во время церемонии собравшиеся представители власти проигнорировали «еще оставшихся в живых» сидевших на скамейке ветеранов и тружеников тыла (к которым подошел только один чиновник, без труда идентифицируемый на видео), что показывает истинное отношение власти к победителям. Как сказал все тот же С.А. Персианов, «кажется, что в результате у нас родилась совершенно новая традиция и… в результате… попытки нового формата… эта традиция, я надеюсь, она будет жить».

Несмотря на то, что ни одно официальное лицо на официальной церемонии не выступило, Администрация города и района, Советы Депутатов, Областная Дума, иные структуры и организации дружно возлагали венки. Всего аж 32 штуки.

Перенос не видится вынужденным, поскольку мероприятия 9 мая были не настолько длительны и насыщенны, чтобы сделать невозможным такое возложение. А значит, причины были другие. Желание еще раз демонстративно лебезнуть перед Западом, к следованию традиций которого, в том числе традиций празднования, нас не устают призывать отдельные представители руководства? Или что-то другое? Западные страны отмечают 8 мая, но не День Победы, а День памяти и примирения. Причем примиряться полагается тем, кто воевал с фашизмом, и тем, кто нес фашизм. Да, нам могут сказать, что Германия отреклась от фашизма, но, во-первых, не целиком («Майн Кампф» снова в продаже), а во-вторых, фашизм очевидным образом уже поднимает голову во многих странах Европы, в том числе, на Украине. И с кем мы должны замиряться? Нам эту «традицию» навязывают вместо традиции празднования Дня Победы? И когда? Когда на братской Украине УЖЕ идет война с возрожденным фашизмом?

Впрочем, некоторые организации не подчинились «рисковому решению» и возложили свои венки к мемориалу в День Победы. Что делает им честь.

Видео «новой традиции»:

Как следует из видео, в первый день памятных мероприятий была обозначена одна тема, пронизавшая все последующие мероприятия, проходившие в Сергиевом Посаде в этом году. Это тема неоправданно высокой жертвы, принесенной советским народом на алтарь Победы при полном замалчивании причин Великой Отечественной войны, того, с кем, за что и как воевал советский народ. Что обессмысливает подвиг солдат и лишает Победу ее священного содержания.
Следует особо отметить, как стыдливо организаторы избегали слов «Советский Союз», «Красная Армия», «победа над фашизмом», «нацизм» и иных слов, без которых говорить об истинном содержании Победы невозможно. Надо ли уточнять, что имя главнокомандующего неупомянутой армии Иосифа Виссарионовича Сталина также не упоминалось? Не от того ли, что организаторы сами до конца не определились, что и как стоит упоминать? Так, заместитель председателя оргкомитета и председатель районной Общественной палаты Олег Устинов заявляет, что «70-летие Победы – это священная великая дата», что не мешает ему характеризовать период правления И.В. Сталина: «хуже человека чем Сталин, в тот момент трудно себе представить» и посвятить выпуск №8 передачи «Параллели» развенчанию культа личности Сталина (уже убран из сети). Как сочетается первое со вторым и третьим?

Задумка вторая. В день, в который по словам главы района, проводилось «чисто траурное мероприятие», церемония поминовения перешла в празднование, включившее в себя несколько элементов.
Во-первых, донельзя странный концерт, организованный газетой «Ярмарка» на ступеньках у входа в Дом культуры им. Гагарина, во время которого главный редактор газеты Сергей Шиляев не постеснялся исполнить «Катюшу» на ломаном английском языке для того, чтобы показать, как ее видели наши союзники. При этом господин Шиляев так вошел в роль, что поблагодарил зрителей по-английски.

Во-вторых, вопиющую по своей разнузданности веселую акцию поминовения по-молодежному «Свеча памяти», превратившуюся в массовое селфи на братской могиле. Более подробно можно прочитать здесь (организатор вакханалии – Юлия Кандаурова, уже прославившаяся фестивалем живых эмоций минувшим летом).

Задумка третья. Отказ от военного парада на 70-летие Победы 9 мая.
Организаторы ловко отбивались от критиков, прикрываясь «решением о проведении парадов только в городах воинской славы, к которым Сергиев Посад пока не относится». Упоминалось также, что военнослужащие местных воинских частей были задействованы в параде в Дмитрове. Аргумент, высказанный, кстати, и О.А. Устиновым, не выдерживает критики.

Посмотрите, как организован в то же день военный парад в Мытищах, которые, замечу, тоже не являются городом воинской славы (см. с 08:08). Да еще (о, ужас!) с военной техникой, включая демонстрацию ракетных комплексов С-300.

Это что, нарушение приказа? И что следует сделать с главами города и района за нарушение такого приказа?

Более того, учитывая, что в военной реконструкции 9 мая в Сергиевом Посаде, по словам С.А. Персианова, «участвовало до 600 человек», даже если вычесть половину (оркестр, детские танцевальные коллективы, пожилые участники, обслуживающий персонал, поправку на преувеличение и т.п.), остается 300 человек или 6 коробок. Вполне достаточно для парада. И если руководству стыдно за то, как «маршируют офицеры», пусть маршируют реконструкторы. Да и десантникам, вместо того, чтобы колоть о головы таблички с надписью «За Победу», не помешало бы присоединиться к параду. Какая, в конце концов, разница, если гарнизонные офицеры с плохой шагистикой позорятся в Дмитрове?

Задумка четвертая. Стержневым мероприятием 9 мая стало игровое шествие под названием «Сквозь время». Оно стартовало у дома культуры им. Гагарина, двинулось в сторону Мемориала Славы и собрало по дороге участников театрализованных реконструкций с трех площадок, изображавшей довоенные, военные годы и послевоенные годы. В самом конце к колонне шествия разрешили присоединиться участникам акции «Бессмертный полк».

Особенность задумки была в том, что первое реконструкторское игрище началось одновременно с началом трансляции парада на Красной площади. Таким образом, поток зрителей разделился надвое: одна часть отправилась смотреть парад, а другая часть – реконструкцию. Реконструкцией это можно было назвать с большой натяжкой, поскольку на площади перед дворцом культуры выступали детские танцевальные коллективы и одетые в пионерскую форму подростки. Спортсмены, строившие пирамиду на ступенях дворца, почему-то выступали с красными галстуками. По всей вероятности, галстуки на голых шеях должны были, по выражению режиссера, «создать атмосферу» предвоенных лет.

Еще один любопытный элемент четвертой задумки – акция «Письма с фронта», которая отлилась в две формы. Во-первых, зрителям раздавали стилизованные треугольники со странной надписью «Письмо с фронта» (как не вспомнить тут знаменитое «на деревню дедушке»), представлявшие собой имитацию проекта «Письмо с фронта» (предсмертные письма борцов с фашизмом), уже несколько лет реализуемого движением «Суть времени». Вторую форму акции см. задумку пятую.

Примерно через полчаса после начала «реконструкции» зрители начали перетекать на соседнюю площадь, где шла трансляция Парада Победы, и вскоре заполнили ее практически до отказа. Первое столкновение реальности и театрального представления закончилась чистой победой реальности. Настоящий парад оказался намного привлекательней маскарада.

Шествие «Сквозь время» началось одновременно с окончанием трансляции Парада Победы, небольшую колонну из пары десятков то ли «ополченцев», то ли «солдат», форма которых очень мало походила на форму Красной Армии, возглавлял режиссер шествия Александр Демахин (на фото ниже).

Александр Демахин

Пока на второй площадке шел «бой», организованный сергиево-посадским клубом военно-исторической реконструкции «Загорчанин» во главе с Владимиром Мичуриным, подавляющая часть шествия рассыпалась, люди топтались на шоссе и в ожидании окончания «боя» активно фотографировались.

На третьей площадке-госпитале «персонал» лихо отплясывал под военные песни, а несколько человек скребли тротуарную плитку различными инструментами, изображая восстановление Сталинграда после освобождения от фашистов. Эту «реконструкцию» уже почти никто не смотрел. Хаотические потоки людей стекались на перекресток, где к шествию должен был присоединиться «Бессмертный полк». И вот тут произошло второе столкновение маскарада с реальностью.

Надо отметить откровенную наигранность «шествия», что не смогло скрыть даже грамотно сделанное видео. Но в том-то все и дело, что организаторам не нужна была историческая правда! Более того, замена исторической правды суррогатом под названием «создание атмосферы» или, проще говоря, мифологизация истории и представляла собою цель «шествия»! Именно поэтому «Бессмертный полк» запихнули в переулок, чтобы не мешал спектаклю, и разрешили влиться в «шествие» в самый последний момент, когда до Мемориала Славы оставалась пара сотен метров, а ряженые солдаты объявили Победу.

Однако и этой пары сотен метров хватило, чтобы «Бессмертный полк» с портретами настоящих победителей и мощной эгрегориальной энергетикой растворил реконструкторов без остатка. И, по сути, спас празднование в этот день, о чем говорили многие участники.

Задумка пятая. Замена праздничного митинга на Мемориале Славы на «литературно-музыкальную композицию», как изящно выразился режиссер «композиции», уже известный нам Александр Демахин.

Видео:

Это было впечатляющее зрелище: с одной стороны стояло тысячи три человек, многие из которых держали портреты своих дедов и прадедов – героев войны, а с другой стороны на Мемориале чиновники зачитывали унылыми голосами письма с фронта (вторая форма акции), в которых рефреном повторялось одно и тоже: тема бытовых неудобств солдат, их тоски по родному дому и обманутых ожиданий. Письма перемежались стихами Кульчицкого, Самойлова, Тарковского и т.д., нагнетающими атмосферу мрака и безысходности. И ни слова о подвиге советского народа! Ни слова о победе над фашизмом! Подборка песен и содержание текстов не оставляет сомнений – война была бессмысленным мучением.

Меня поразило даже не это, а другое. Люди поняли, что происходит что-то не то. Вы посмотрите видео. Аплодисментов нет. Даже неискушенному зрителю видно, как энергетика «Бессмертного полка» была сбита этой композицией. Люди уходили с Мемориала Славы. На языке политики это называется слив.

Но и это еще не все. Чиновники, отчитав «свои» письма, ушли, не дожидаясь окончания «композиции», выразив, тем самым, свое пренебрежение по отношению к людям, стоявшим у мемориала с портретами дедов, и к памяти тех, кто был изображен на портретах.

Такого прямого публичного оскорбления памяти советских воинов я не помню. И все это происходило в 70-летнюю годовщину Победы в Великой Отечественной войне!

Однако, организаторам этого показалось недостаточным. Через несколько дней газета «Ярмарка» (номер от 15.05.2015 г.) опубликовала на первой странице фото участника «Бессмертного полка», который держит портрет родственника с фамилией Власов.

У меня нет сомнений, что этот неизвестный мне солдат с честью исполнял свой воинский долг, но всем известен другой человек с такой же фамилией, ставший символом изменника Родины. Из всех участников «Бессмертного полка» газета, главным редактором которой является господин Шиляев, считающий, что мы «из нации рабов превратились в нацию паразитов», выбрала человека именно с такой фамилией. Случайность? Помилуйте.

В том же номере газеты С.А. Персианов с подачи С. Шиляева говорит, что у нас в стране сформировался «культ Победы». Но в этом случае все встает на свои места, и действо, которое мы видели 9 мая – не что иное, как разоблачение «культа Победы».

Что предложить народу вместо «культа»? Мнение организаторов на удивление едино: «Хлеба и зрелищ!» Расхождения в мелочах: чиновник С.А. Персианов считает, что надо больше хлеба («настало время более профессионально подходить к организации инфраструктуры праздников – открытых кафе, торговых мест, аттракционов»), а предприниматель и депутат И.Ш. Юсупов считает, что зрелищ маловато («мы… пришли к тому, что мы все-таки немножко наелись. Хватит хлеба, и теперь нам нужны зрелища»).

Вы думаете, я шучу? Вовсе нет.

Если бы о культе сказал только чиновник или журналист, или бизнесмен, кто бы им поверил? Однако это не слова господина Персианова, и даже не слова яростного русофоба господина Шиляева. Об этом говорит сотрудник Института российской истории РАН Борис Семенович Илизаров в фильме «Мужество жить», снятом Татьяной Борисовой (телеканал «Радонежье») еще в 2010 году и посвященном спектаклю Александра Демахина, приуроченному к 9 мая.

Логика обессмысливания Победы, выстроенная в фильме, апробированная в спектакле А. Демахина с участием учеников 9-х классов в гимназии им. Ольбинского, через пять лет один к одному повторяется уже в официальном праздновании Дня Победы в Сергиевом Посаде, не только 8-го мая в церемонии поминовения, но и 9-го мая в «литературно-музыкальной композиции», которую О.А. Устинов назвал «просто жемчужиной».

Кстати, О.А. Устинов, один из активных участников фильма, поспешил откреститься от него (тактика не нова, герой Валентина Гафта в фильме «Гараж» сказал: «вовремя предать – это не предать, это предвидеть»).

А историк Б.С. Илизаров заявляет: «Я вот вижу, это произошло еще в советское время, когда стали героизировать войну, превратили ее в некую такую культовую, что называется, точку в истории нашей страны. Ну да, конечно, она – культовая точка. Конечно, очень… это событие, которое в какой-то степени поднимает, потому что все помнят то, что мы победили в этой войне… Замечательно, это великолепно. Но почему-то все забывают, каких жертв она стоила». Господин Устинов может не соглашаться с фильмом, но он же не будет отрекаться от историка, чьи идеи он поддерживает. А также от другого историка, высказывания которого, приведенные в этом фильме, господин Устинов повторяет дословно. Причем оговаривается: что бы там не наворотил оргкомитет праздника, отвечать будет глава района Сергей Александрович Пахомов. Вот такая композиция. Или комбинация, по Остапу Бендеру, как вам нравится.

Источник http://olga-vetluga.livejournal.com/63399.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *