Проповедник добровольной бедности

«Кто владел богатством, тому нелегко вырваться из оков его; такое множество недугов объемлет его душу, то есть страстей, которые как бы густое и темное облако, заграждая взоры ума, не попускают взирать на небо, но заставляют преклоняться вниз и смотреть в землю».
(свт. Иоанн Златоуст)

Сегодня день памяти одного из величайших святых отцов в православии Иоанна Златоуста, которого почитают среди трех вселенских учителей Церкви. В своих проповедях он уделял большое внимание теме богатства и бедности, в которой особое место определял добровольной бедности как христианскому идеалу. Подробнее об этом учении рекомендую прослушать в лекции православного теолога Николая Владимировича Сомина. Приведу основные тезисы.
Богатство и любостяжание
В отличие от Климента Александрийского, считающего, что богатый человек не обязательно сребролюбец, Иоанн Златоуст ставит эти понятия в прямую зависимость — чем богаче человек, тем сильнее у него жажда еще большего богатства. Вообще любостяжание он ставит даже страшнее блуда. Потому что блуд — всё же некая извращенная форма любви, а сребролюбие вообще не заложено в человеческой сущности ни в какой форме.

Богатство и любовь
Златоуст считает, что чем человек богаче, тем ему труднее любить, потому что он слишком привязан к своему имуществу. Слова «моё» и «твоё» вносят в человеческие отношения только раздоры. Приводит в пример супругов, имеющих раздельное имущество, а не общее семейное.

Бедность
Как уже было сказано, добровольная бедность — образец христианского идеала человека. Но её не следует путать с вынужденной бедностью, страшнейшим пороком общества. Недаром в христианстве бедные считаются мучениками, потому что их жизнь очень тяжела. А добровольно бедные — это блаженные, они ничем не отягощены, мысли их светлы, а душа наполнена благодатью.

Общественная собственность
Для богатого человека наиболее верный способ управления своим имуществом — раздавать его бедным. Здесь он нас обращает к притче о неверном управителе, объясняющей, что люди на Земле лишь временные пользователи Божием имением, своего же ничего не имеют. Самые вдохновленные слова он возносит при рассказе о Иерусалимской общине, как образце коллективной жизни. Иногда предлагал людям совершить духовный подвиг: раздать своё имущество и объединиться в подобную общину, вот тогда это было бы настоящей проповедью христианской жизни и все к ним потянутся. Но никто на это так и не решался.

Милостыня
Златоуст более всех святых отцов превозносит милостыню. Но видит её лишь ступенью к общественной собственности, а не средством для спасения и предусматривает несколько условий.
Во-первых, нужно подавать всем без разбора. Люди порой используют разные уловки или становятся профессиональными нищими не от хорошей жизни, а из-за нашего жестокосердия. Приводит случай, когда отец вбил гвоздь в голову своего сына, чтобы сильнее разжалобить на милостыню.
Во-вторых, милостыню должны подавать все: и богатые, и бедные. Потому что это больше полезно для дающего, чем для принимающего.
В-третьих, милостыня должна быть щедрой. В идеале нужно отдать всё. Ведь, если так поступят все, то мир изменится и превратится в большую Иерусалимскую общину.

Иоанн Златоуст в своих многочисленных проповедях очень часто возвращается к теме богатства. По его словам, почти всегда в богатом человеке можно разглядеть вора. Ведь не бывает такого, когда кто-либо богател, а другой при этом не становился беднее. Однако, в наше время, этой темы очень избегают и Златоуста цитируют по многим другим вопросам, но не этому. Не потому ли, что наш мир слишком погряз в любостяжании и культе денег, тогда как эти проповеди будут ставить перед людьми слишком много неудобных вопросов и требовать на них ответы.

от dialexika

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *