Фото http://www.cnsr-ce.com.br/10342/teologia/
Бурные политические процессы последнего года как-то отодвинули на второй план многое, достойное внимания. Одно из таких достойных внимания событий – это включение специальности «Теология» в Номенклатуру ВАК РФ специальностей научных работников.
До этого в номенклатуре специальностей существовала 09.00.13 «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры» и 09.00.14 «Философия религии и религиоведение» в рамках направления 09.00.00 «Философские науки». Паспорта этих двух специальностей в значительной степени пересекались, документами можно ознакомиться здесь.
Согласно паспорту специальности 09.00.14, «объектом изучения в специальности является религия; предметом – закономерности возникновения, изменения, развития и функционирования религии, её качественные, сущностные характеристики, её строение и различные компоненты (с учетом особенностей различных религий), её многообразные феномены, как они представали в истории общества (синхронно и диахронно), взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры, а также история самого религиоведения».
Согласно паспорту специальности 09.00.13, в качестве объекта изучения обозначается «религия, человек, культура в их различных аспектах, что вызывает необходимость использования соответствующих данных конкретных наук и философского осмысления этих данных».
В частности, в паспорта обеих специальностей включены пункты «Теология и религиоведение; теология и философия религии», «Теология и вероучительные концепции в религиях мира». Интересно то, что в специальности 09.00.14 вопросы связи религии и политики обозначены очень обтекаемо (24. Религия и политика; направления взаимовлияния), а в 09.00.13, наоборот, предельно детализированы (1.27. Исследование истории конкретных религий в социально-экономическом, политическом и социокультурном контекстах, 1.32. Религии в контексте современной геополитики («глобализма», «атлантизма», «континентализма», «евразийства» и т.д.).
Новой специальности присвоен шифр 26.00.01.
Я полагаю, имеет смысл привести текст паспорта (документ можно посмотреть здесь):
«ПАСПОРТ
научной специальности «Теология»
Шифр специальности: 26.00.01 Теология
Формула специальности:
Специальность «Теология» раскрывает содержание теологии, базовые разделы теологии, изучает источники теологического знания, основы вероучения и религиозных обрядов, исторические формы и практическую деятельность религиозной организации, её религиозное служение, религиозное культурное наследие в различных контекстах. Теологическое исследование направлено на выявление, анализ и интерпретацию значимых аспектов религиозной жизни и их соотнесение с нормами конкретной религиозной традиции. Важной областью предметного поля специальности «Теология» является изучение истории и современного состояния отношения религиозной организации к другим конфессиональным учениям и организациям, а также к государству и обществу.
Области исследования:
1. Система и структура теологии и теологического образования.
2. Становление и историческое развитие теологии. Классики и современные представители теологической мысли.
3. Методология теологии.
4. Теологический анализ сакральных текстов, вероучительной литературы и памятников религиозной письменности.
5. Изучение историко-археологического и религиозно-культурного контекста сакральных текстов и их толкование в данном контексте.
6. Вероучение религиозной традиции.
7. Религиозная апологетика.
8. Сравнительно-теологические исследования.
9. История конфессии, конфессиональная историография.
10. Теологические учения о соотношении религиозной веры и разума.
11. История, содержание и актуальная проблематика внутренних правовых норм конфессий.
12. Практическая деятельность в религиозной традиции, ее вероучительные, правовые и нравственные основания
13. Литургика, религиозные обряды, богослужение.
14. Теология культуры. Теологическое осмысление произведений искусства, творчества и основных эстетических категорий.
15. Теологическое объяснение хода исторического процесса.
16. Нравственная теология и аскетика.
17. Теологические учения об отношении к науке.
18. Теология и философия.
19. Теологическая антропология.
20. Теологическое осмысление проблем личности и ее формирования.
21. Религиозная педагогика и воспитание.
22. Теологический анализ актуальных проблем современности.
23. Религиозный фактор в политике, политическая тематика в теологии.
24. Теология в системе гуманитарного знания.
25. Социальное учение религиозной традиции».
Разговоры о включении специальности «Теология» в номенклатуру шли не один год в рамках разговоров о реформировании системы аттестации научных кадров.
На слушаниях, состоявшихся 8 июля 2010 г. в Общественной палате РФ, в выступлении тогдашнего главы ВАК, академика РАН М.П. Кирпичникова, в частности, речь шла о разделении единой системы аттестации на самостоятельные системы в области науки, экономики и теологии с их дальнейшей диверсификацией или, иными словами, дроблением (та же децентрализация, по сути). После прохождения периода эксперимента (2012-2014 гг.) Планировалось закрепить все «жизнеспособные» начинания в 2015 году.
Необходимо отметить, что Российская академия наук еще в 2008 году вынесла решение о нецелесообразности включения теологии в государственный перечень научных специальностей. Против признания теологии научной дисциплиной категорически выступил ряд академиков РАН. При этом за признание теологии научной дисциплиной выступали не только православные, но и мусульманские теологи.
Ректор Православного Свято-Тихоновского университета протоиерей В. Воробьев обозначил, что: «при отделении Церкви от государства университетская теология всегда будет нуждаться в тесном сотрудничестве с богословским образованием и богословской наукой, находящимися в ведении Церкви. Для наиболее благоприятного развития не только богословия, но и всего универсума наук требуется сочетание разных форм. Этой цели вполне отвечает развитие богословия как в духовных академиях, так и в университетах».
Портал Ислам.ру в январе 2011 года процитировал Максуда Садикова, ректора Северо-Кавказского университетского центра исламского образования и науки и Института теологии и международных отношений им. Мама-Дибира аль-Рочи, который сказал, что «отсутствие теологии в списке специальностей ВАК – очень большая ошибка. Религия – это такая же наука, как химия, биология, математика, филология и т.д.».
Как сообщал в 2010 году портал «Православие и мир», теология с трудом пробивала себе дорогу к признанию ее отдельной научной дисциплиной. В частности, сетуя на неповоротливость отечественной системы аттестации, архимандрит Кирилл (Говорун) в интервью Правмиру отметил, что один и способов добиться такого признания в России – это обозначить ее широкое признание на Западе. В частности, он сказал: «нам приходится добиваться международного признания, чтобы затем получить признание и со стороны отечественного академического и образовательного истеблишмента». Понесло нехорошим душком старой русофобской песни: «опять отсталой России требуется пинок просвещенного Запада». Международное признание отлилось в обращение в декабре того же года 13 германских профессоров-теологов, которые обратились к России с открытым письмом, опубликованным в «НГ-Религии», в котором они просили «лиц, которые ответственны за принятие соответствующих решений, повлиять на процесс урегулирования проблемы государственного признания теологических дипломов, кандидатских и докторских диссертаций в Российской Федерации. Такое признание предполагало, помимо прочего, возможность присвоения ученым-теологам ученых званий в светских высших учебных заведениях.
Одновременно в обществе шла дискуссия о необходимости встраивания богословского образования в Болонский процесс. Пионером в этом процессе встраивания в нашей стране стал Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (Москва). Об интенсивности исследований вопросов аттестации в тот период говорит, в том числе число публикаций, выпущенных этим институтом. Так, помимо прочего, в 2012 году вышла монография Суховой М.А. «Система научно-богословской аттестации в России в XIX – начале XX в.».
22 января 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая в Государственной Думе на III Рождественских Парламентских встречах в рамках XXIII Международных Рождественских чтений сказал:
«Большое значение для духовного возрождения России имеет и развитие богословского образования… Можно быть магистром, а нельзя быть доктором, только потому что кто-то отказывается включить богословие, теологию в перечень научных дисциплин. Я слышал буквально вчера, что какие-то правильные решения в этом отношении принимаются на уровне Министерства образования и науки. Дай Бог, чтобы эти решения были реализованы, потому что во всем мире можно стать доктором теологии, а в России нельзя».
На следующий день, 23 января, появилось сообщение о том, что специальность «теология» утверждена ВАК. При этом председатель ВАК Владимир Филиппов указал, что кандидатов и докторов теологии как таковых не будет, потому что ученые степени будут присваиваться согласно светской номенклатуре гуманитарных наук, что позволяет сохранить светский характер системы аттестации научных кадров: «Теология должна рассматриваться и вводиться как специальность с уже существующих десятилетиями подходов, когда присвоение степени кандидатов и докторов наук производится по историческим наукам, по философским наукам, по социологическим наукам, по педагогическим наукам и культурологическим наукам».
Признание теологии наукой произошло не с первой попытки. Годом ранее ВАК отказал в учреждении такой специальности из-за отсутствия согласования именно этого аспекта. Или, как обтекаемо выразился В. Филиппов, «потому что было неясно, по каким наукам ее открывать». Выбранное решение вполне себе компромиссно и не подрывает основ светского государства.
Несколько месяцев ушло на разработку и утверждение паспорта специальности, который был утвержден 25 сентября 2015 года.
И вот, когда признание состоялось, «НГ-религии», которая ранее опубликовала текст письма теологов-католиков в пользу признания теологии, теперь отозвалась предельно язвительной статьей «Если хочется, давайте будем называть это наукой», примазав попытку синтеза наук к попытке размывания границ по постмодернистскому сценарию, и привела в пример клоун-творцов А. Верещагина и Д. Гаева-Орлова, которые, дескать, «творят научно-исследовательскую изобразительную культуру». Анализ сочетаемости понятий в этом выражении мы оставим культурологам, зато отметим, что агрессивно — бессмысленный винегрет-креатив, который нам сейчас упорно навязывают как новое слово в культуре, уже не первый раз пытался пролезть в нашу традицию. Всем памятна первая волна советского авангарда, в который проникла немалая толика антисоветски настроенных личностей и в котором бессмысленность и бессистемность подавалась как новизна. Представители этой прослойки жаловались потом на притеснения Советской власти, укоротившей «полет мысли в никуда». Творчество именно этой прослойки авангарда до сих пор активно муссируется и демонстрируется у нас и на Западе как истинный советский авангард. Зачем далеко ходить, даже недавно открывшаяся выставка по истории советской космонавтики в Лондоне, поддержанная отечественными меценатами-радетелями за российское искусство, насквозь пропитана этим духом бессистемности и бессмысленности. Заместитель премьера О. Голодец не зря беспокоится, а стоит ли потом показывать эту выставку в России, россияне могут и не понять такой образ советской науки, спонсируемый нашими элитариями.
То же самое происходит и с теологией (или богословием, как хотите) сейчас, которую наши либерал-культурологи с самого начала ее официального вхождения в семью наук пытаются представить как звено совсем другого процесса, процесса бездумного смешения. Смешения, а не синтеза! Потому как если явление бессмысленно, то оно — смешение, а если осмыслено — то соединение, синтез. Не для того ли делается это, чтобы не дать вспомнить и осознать уже имевший место великий опыт синтеза религиозного и светского начал, породивших теологию освобождения. А ну как вспыхнет новый Русский Синтез?
от olga-vetluga