Проект благоустройства центра города был опубликован еще в начале 2015 года, но только в ноябре общественность узнала о том, что в нем предусмотрен перенос памятника В.И. Ленину с Красногорской площади в сквер у Дворца им. Гагарина справа от фонтана. 18 ноября в газете «Вперед» вышла статья под названием «Новый Иордан», фонтан и «бегство» Ильича», а 25 ноября на сайте kkftonus.ru был размещен видеоролик 19-летней давности, рассказывающий о многократных актах вандализма в отношении памятника и о том, что возможно ему не место на площади возле Троице-Сергиевой Лавры. К сожалению видео не снабжено текущим мнением редакции ККФ «Тонус», а значит о нем можно лишь догадываться. Если воспользоваться народной мудростью, то обычно молчание означает знак согласия. О вероятности такой догадки также говорит синхронность сообщений двух СМИ, вскользь заговоривших об одном и том же.
Многим жителям Сергиева Посада известно, что попытка снести или перенести монумент возникает не впервые. Кроме действий вандалов за почти 25-летний постперестроечный период имелось немало более высокостатусных инициатив, исходящих от различных субъектов: представителей Лавры, некоторых чиновников муниципалитета, от Фонда «Возрождение» и вот теперь имеем проект от Главархитектуры Московской области. Кто непосредственный заказчик точно пока неизвестно.
Видимо начался процесс прощупывания и подготовки общественного мнения к очередной попытке переезда бюста основоположника СССР. И здесь отдельно хочется остановиться на неуважительном, оскорбительном характере заголовков вышеупомянутых публикаций. В наше время иногда прочтение газет и информации в сети Интернет начинается и заканчивается на прочтении заголовков. Вот и в этом случае практически всё сказано в заголовках. Обвинение памятника в трусливом «бегстве», называние видеоролика словосочетанием с негативным подтекстом — «Низвергнутый Ленин» — иллюстрируют неуважение к собственным предкам и их сегодняшним потомкам, как разделяющим коммунистические идеалы, так и не разделяющим, но бережно относящимся к истории своей страны.
Какого человека можно назвать беглецом? Того, кто испугался ответственности; того, кто принял какие-то обязательства, а затем отказался от них; того, кто бросил свою Родину в угоду личному счастью и комфорту. Ленин, несмотря на вынужденную эмиграцию, никогда беглецом не был. Он неустанно служил русскому народу и стране, где бы ни находился.
Если человеку дорога скульптура, в отношении которой вандалами было совершено надругательство, он не назовет данное событие — «низвержение». Он напишет: какое хамство, вопиющий беспредел! Не нужно заигрываться красивыми необычными словечками там, где этому не место. Необходимо уважать чувства других людей и использовать более нейтральные формулировки, когда дело касается памяти и истории.
Между тем московское голосование по сохранению названия станции метро «Войковская» показало, что 53 % москвичей против переименования, т. е. против стирания из памяти советского достояния даже после оголтелой пропаганды на центральных телеканалах. Перенос монумента с Лениным тоже может спровоцировать недовольство среди большей части сергиево-посадцев и способствовать усилению конфронтации между различными общественными силами, что недопустимо в условиях нарастающей напряженности в сфере международных отношений, напоминающих новую холодную войну. Кроме того, еще совсем на слуху недавний «ленинопад» в соседней стремительно бандеризующейся Украине. Такие внешние угрозы наоборот должны сплачивать, помогать наращивать единство, находить точки исторического примирения.
Итак, в рамках нового проекта благоустройства заодно предлагается решить проблему соседства двух якобы несовместимых памятников — Сергию Радонежскому и В.И. Ленину. Но так ли уж они несовместимы? По моему мнению в этих эпохальных аскетичных фигурах есть много общего. Первый построил церковь для бедных, стал источником нравственного обновления и вдохновления на победу над гнетом татаро-монгол; второй построил государство для бедных, которое одержало победу над зверем фашизма, создало великую культуру и науку. В свое время патриарх Тихон назвал Ленина человеком «поистине христианской души», а Максим Горький написал в 1920 году, что Ленин в религиозную эпоху считался бы святым.
Если же рассмотреть вопрос о переносе памятника с юридической точки зрения, то окажется, что правовой возможности для осуществления такого действия муниципальными властями в законодательстве России вообще не предусмотрено. В соответствии с п. 10 ст. 9 Закона «Об объектах культурного наследия» принятие решения о перемещении объекта культурного наследия относится к полномочиям федеральных органов государственной власти. Это означает, что решение о переносе не может быть также законно принято на уровне области.
В п. 1 ст. 33 того же Закона установлено, что «объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия». Пунктом 2 указанной статьи предусматривается установление ответственности за перемещение объекта культурного наследия.
Т.е. проект благоустройства как минимум, нарушает две нормы: запрет на перемещение и запрет на изменение интерьера. В данном случае интерьер следует понимать как пространственную и историческую среду, находящуюся в тесной неразрывной связи с памятником.
Но несмотря на такие железные факты, 2 декабря 2015 г. было опубликовано постановление главы района от 30.11.2015 №1811-ПГ «О создании Рабочей группы по решению вопросов формирования архитектурно-художественного облика Сергиево-Посадского муниципального района Московской области».
В статье 3 утвержденного постановлением Положения указано, что одной из функций Рабочей группы является участие «в обсуждении и принятии решений о переносе, восстановлении памятников, архитектурных или иных арт-объектов монументального характера, находящихся на территории Сергиево-Посадского муниципального района».
Хотя полномочия Рабочей группы имеют рекомендательный характер, вполне очевидно, что ей отводится роль экспертной структуры, на основании мнения которой окончательное решение будет приниматься органами власти, юридическая безграмотность которых уже сейчас небезосновательно настораживает.
Так, например, в 2014 году Совет народных депутатов Александровского района Владимирской области принял решение от 24.10.2014 г. о переносе памятника борцам революции 1905-1907 годов. Благодаря возникшему общественному резонансу памятник удалось отстоять.
Почему сергиево-посадские СМИ не критикуют новый проект благоустройства в части переноса памятника Ленина, а молчаливо или, вкратце упомянув, соглашаются с ним? Неужели либеральной элите местного масштаба до сих пор непонятно, что на Западе им ничего не светит, кроме пресмыкания и подданического послушания? Неужели непонятно, что Европа вместе с капитализмом мутирует во что-то изрядно попахивающее фашизмом? И что противостоять этому может только обращение к свои корням, к русской идее, к новому переосмыслению предшествующего опыта с исправлением ошибок, вбиранием лучшего, внедрением актуального. А для того чтобы решить такую задачу, памятник Ленину нужно оставить в покое.
Васильева Елена.