В субботу, 21 ноября, в клубе «Прометей» в библиотеке им. Крупской в подмосковном Королеве прошла лекция д.ф.н. Анастасии Георгиевны Гачевой по теме «Богостроительство Максима Горького в контексте общественных и философских исканий начала XX века».
Сейчас в нашей стране, столкнувшейся с историческим вызовом катастрофического переформатирования мира, в котором больше не останется места гуманизму, а также новой холодной войны, призванной убрать Россию как оплот гуманизма с исторической сцены, и необходимостью ответа на этот вызов, в который раз оживилась дискуссия по теме национальной идеи. Очевидно, что страна, разбитая на куски после распада Советского Союза и склеенная кое-как на внеидеологические суррогаты типа «мы-россияне» и «мы-патриоты», не выдержит длительного противостояния сосредоточенному горящему неофашистскому идеологическому центру.
То, что сейчас происходит в мире, можно полноценно описать только при помощи нового терминологического и смыслового аппарата – прежний марксистский аппарат для такого описания недостаточен. И мы говорим на языке миропроектного терминологического аппарата. Тем более что современные мироустроители давно говорят на этом языке, и пора бы и нам набраться смелости и посмотреть Истории в глаза.
Мы видим стремительно разлагающийся Запад под вонючим одеялом постмодерна (кто сейчас не знает этого слова, хотя еще несколько лет назад обывателю и в голову не могло такое прийти). Постмодерн – это то, что насаждается в мире, отказавшемся от истории и развития, и валяющемся в луже потребления как заполнителя смысловой пустоты и всяческих извращений, играющем в то, что от истории осталось, искажая и коверкая это донельзя, в отсутствие новизны.
С другой стороны, мы видим страшную неоархаику, контрмодерн, или то, что клубится на периферии зоны постмодерна, в которую одну за другой погружают те страны, которые дают повод думать о том, что в перспективе они могут составить конкуренцию тому нео-, муто- или транс-капитализму, что смердит под постмодернистским одеялом. При этом выхода из нового глобального гетто для таких стран не предполагается. У нас в России тоже достаточно крупных специалистов, которые воспевают и обеляют архаику, оправдывают отказ от развития и благословенность хаоса. Вот, например, даже целое направление – археоавангард – мы видим в рамках научной специальности 09.00.13 «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры». Причем автор направления прямо заявляет, что постмодерн – это в «Европах», то есть для тех, кто еще какое-то время планирует выживать, а наш путь – вперед, в архаику, которая для России – авангард. И это совсем не игры уже, это наша реальность!
Россия еще цепляется за классический модерн, заявляя о своей приверженности концепции национального государства, об отказе от которой давно заявляет то, что барахтается в постмодерне. Действия России на ближневосточном театре войны подтверждают эту приверженность. Но она уже сейчас разрывается между постмодерном и контрмодерном. И то, и другое для нее – смертельно. Никакие жалобные «мы-россияне» этой новой надвигающейся реальности ничего противопоставить не могут.
Сейчас как никогда важна новая идея альтернативного гуманистического проекта в противовес строящемуся фашистскому многоэтажному человечеству, которая могла бы захватить мир и увлечь его на путь Истории. И именно сейчас необходимо осмысление опыта создания таких проектов, и не только в России. Поэтому мы вчера начали разговор с богостроительства, то есть поиска метафизики нового исторического проекта на стыке религиозного и светского мировоззрений. О религии труда и религии коллектива в противовес звериной философии индивидуализма и грызни за выживание. И здесь нам не обойтись без уникальных специалистов, ведущих исследования на стыке литературы, философии, истории, политологии, которые помогают нам осмыслить этот опыт.
Для начала мы рекомендуем ознакомиться со следующей книгой:
А. Гачева, О. Казнина, С. Семенова. Философский контекст русской литературы 1920 − 1930-х годов. — М.: ИМЛИ РАН, 2003.
от olga-vetluga