Театр как душа города

(В. Дмитриев. Эскиз декорации к опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки с сайта http://www.muzcentrum.ru/news/2013/04/9574-)

Выступая 25 февраля 2015 года с ежегодным отчетом о проделанной работе перед жителями и Советом депутатов Сергиево-Посадского муниципального района, Глава района Сергей Александрович Пахомов среди задач на текущий год в области культуры коснулся темы необходимости модернизации материально-технической базы учреждений культуры, а также отметил наличие некоторых ошибок в работе: «Мы сегодня много инвестируем в культуру, но результат, прямо скажем, пока не очень. Культура — это очень непростая отрасль. Поэтому и к переменам, которые, безусловно, назрели, надо подходить весьма осторожно. И мы будем это делать уже в этом году».

Хочется надеяться, что С.А. Пахомовым не осталось незамеченным и интервью с заместителем Главы города Сергиева Посада по культуре Сергеем Александровичем Персиановым под заголовком: «Без поправок на провинциальность», опубликованное в номере № 49 Сергиево-Посадской газеты «Новое Зеркало» от 24 декабря 2014 года. Журналистами издания перед чиновником ставится вопрос: «Как избежать провинциальности в культуре небольшого города?» Уже в самом вопросе содержится некоторая провокационность, т.к. «провинциальность» является не недостатком, а скорее отличительной особенностью культуры небольшого города. Особенностью, помогающей ему сохранять свои традиции, занимаясь созидательным трудом. К примеру, перед провинциальным театром ставятся иные, отличные от столичных театров, задачи. Задачи, с которыми многие российские провинциальные театры успешно справлялись на протяжении нескольких веков. Это и приобщение к искусству жителей российской глубинки, и воспитание через сопереживание ими происходящих на сцене событий.

(М. Ульянов, фото с сайта http://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/m/ros/4415/foto/547378/)

Народный артист СССР Михаил Ульянов, вспоминая о Евгении Павловиче Просветове (театральном режиссере, человеке, открывшем ему первые секреты актерской профессии в детской театральной студии небольшого сибирского городка), отмечает необоснованность пренебрежительного отношения к провинциальным театрам: «Провинциальные актеры — великие труженики. Порой в сложнейших условиях они несут людям и радость, и знания и приобщают к прекрасному, несут свой нелегкий жребий, чаще всего не получая за то лавров. Сейчас провинция — понятие относительное. Уровень актерского мастерства стал везде довольно высок. И на периферии актеры подчас работают больше, целенаправленнее, что ли… Там нет столичной суматохи, разрывания между кино, радио, телевидением… Архаическое понятие «театральная периферия» еще существует. И не нужно от него прятаться — нужно его решительно изживать. У искусства не может быть старших и младших наследников. Перед ним все равны. И актеры и зрители».

То, что у нас в городе нет достойного помещения для театра — не повод для гордости местных чиновников. Из интервью следует, что его и не предполагается. В городе, где уже яблоку негде упасть от обилия торгово-развлекательных и офисных центров, кафе и ресторанов, не нашлось ни средств, ни места для храма искусства. Возникает немало вопросов к местным властям и предпринимателям нашего города. Ведь согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011г. N 1019-р (Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года) «наличие театра в городе — один из значимых факторов для инвестиционных и промышленных компаний при принятии ими решения об открытии нового бизнес-проекта. В этом случае рабочая сила оценивается экспертами как потенциально более культурная, образованная и, соответственно, квалифицированная. Наличие театра является дополнительным аргументом и для привлечения высокопрофессиональных кадров, переезжающих из других мест». Также в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р (с изменениями на 23 июня 2014 года), устанавливающем минимальное количество государственных и муниципальных театров разных видов в субъектах Российской Федерации, указаны нормы зрительских мест на каждую 1 тыс. человек в городских поселениях и городских округах, число жителей которых составляет более 100 тыс. человек.

«Российский театр пользуется заслуженным авторитетом во всем мире. Но при сопоставлении статистических данных по развитости сети театров наша страна проигрывает большинству европейских государств. Если в России в расчете на 1 млн. жителей работает 3,2 театра, то в Австрии этот же показатель равен 24, в Швеции — 13,6, во Франции — 9,6, в Великобритании — 8,9, в Италии — 5,9… Театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и во всем мире. В связи с этим требуется государственная поддержка театральной деятельности. Наивысшие художественные результаты в театральном искусстве могут быть достигнуты только там, где прямая государственная поддержка театра носит регулярный и системный характер. В этом плане российская модель репертуарного театра, сложившаяся благодаря последовательной поддержке государства, является уникальным опытом, признанным и почитаемым во всем мире». (из Концепции)

(Афиша, фото с сайта http://www.kopeika.org/articles/view/1359)

Традиционный репертуарный театр в нашем городе — это не непозволительная роскошь, а насущная необходимость и, к тому же — законное право жителей Сергиева Посада. И такой театр (правда, без достойного помещения) в нашем городе есть. Это Сергиево-Посадский драматический театр-студия «Театральный ковчег». Инициатором его создания в 2003 году (а в последствии и художественным руководителем) был заслуженный артист Российской Федерации Станислав Георгиевич Коренев, занимавший в то время пост советника Главы района по вопросам культуры и искусства. 25 марта 2005 года состоялась премьера спектакля «Скоморох Памфалон», которой «Театральный ковчег» начал свой сценический путь. В 2006 году на XI международном молодежном театральном фестивале «Русская классика» в городе Лобня Московской области театр стал победителем в номинации «УСПЕШНЫЙ ДЕБЮТ». В 2006 году «Театральный ковчег» становится участником IV Международного Театрального форума «Золотой Витязь», проходящего под девизом: «За нравственные, христианские идеалы, за возвышение души человека». Итог участия — награждение специальным дипломом «За утверждение идеи человеколюбия».

Такое высокое признание заслуг театра уже на начальном этапе — не случайно. Название театра говорит само за себя. Он ставит перед собой сложную (а по мнению некоторых недальновидных людей — не модную) задачу по сохранению русской театральной традиции — уникального явления мировой культуры.

Отличительными особенности русского театра являются реализм, идейность, народность. «Именно наше, русское искусство, — писал В.И. Немирович-Данченко, — обладает всеми качествами настоящего высокого и глубокого реализма — чертами, которые не могут охватить ни французская декламационность, ни немецкая напыщенность, — это самая глубокая простота… Это, может быть, самая глубокая и основная черта русского искусства…»

Продолжая традиции русской литературы, театр был сосредоточен на поисках человеком смысла жизни, защищал идеалы человечности, воспевал любовь к Отчизне. Прочная связь литературы и театра в России выразилась и в том, что многие крупные русские литераторы были и драматургами: А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, А.Н.Островский, А.К.Толстой, А.В.Сухово-Кобылин, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, М.Горький. Алексей Николаевич Толстой писал: «В русском народе всегда преобладало чувство слова над чувством жеста. Это впоследствии и определило путь русского театра, — в глубь психологического переживания».

(Константин Станиславский (справа) и Владимир Немирович-Данченко, фото с сайта http://www.visualrian.ru/ru/site/photo/historic/1920/?startfrom=1152&category=…)

Важное значение в истории русского театрального искусства имели реформы осуществленные К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. Театр на новом этапе развития стал режиссерским, благодаря чему обрел особую гармонию, стал единым живым организмом. Станиславским были разработаны новые принципы русской актерской школы, опи¬рающееся на естественные переживания: «Легче всего воздействовать на ум через посредство сердца, и этот верный путь по преимуществу избрало для себя наше искусство».

В своих заметках Немирович-Данченко пишет: «Чтобы начать постановку какой бы то ни было пьесы, надо прежде всего установить то человеческое, что будет заложено во всю постановку, что станет зерном спектакля, что должно быть источником для всех частей спектакля, начиная с главной — актерской, продолжая оформлением и кончая технической. Потому что весь театр существует для познания человеческого, смысл театра — радостно-художественными ощущениями участвовать при вскрытии человеческого и через оное вскрытие устанавливать мораль. Главный создатель этого движения-вскрытия — актер».

Именно эти традиции русского театрального искусства бережно хранит и преумножает «Театральный ковчег» — ценное для нашего города явление, которое, по идее, должно было бы быть предметом гордости местных органов исполнительной власти, особенно заместителя Главы по культуре… Остается только удивляться, как театру удалось избежать соблазна пойти по более лёгкому, но тупиковому пути привлечения зрителя щекотанием его «низа». После их спектаклей зритель выходит другим человеком — обновлённым. Человеком, который способен заметить чужое горе и не пройти мимо него; человеком, который скорее поймёт другого, чем осудит и подтолкнёт падающего; человеком, который живет не в предлагаемых обстоятельствах, а способен влиять на окружающую его действительность. Задача театра состоит не только в том, чтобы вскрывать язвы общества, но и давать человеку если не оружие, то хотя бы силы для борьбы с этими язвами и веру в то, что эта борьба возможна.

Также на базе «Театрального ковчега» открыто обучение на бюджетной основе для студентов заочного отделения «Ярославского государственного театрального института» по специальности «Актёрское искусство», что позволяет театру участвовать в государственной программе подготовки профессиональных кадров. И это тоже одна из традиций русского театрального искусства: «Российская модель репертуарного театра обеспечивает не только возможность активного сотрудничества театров и учебных заведений в образовательном процессе, но и неформальное, фактически непрерывное, образование в театральных труппах в процессе практической творческой деятельности. Репертуарный театр с постоянной труппой способен обеспечить преемственность актерского искусства. Актер, получивший основы мастерства в театральном учебном заведении, по-настоящему осваивает профессию только в театре, в работе с режиссерами, с мастерами сцены старшего поколения. В рамках репертуарного театра благодаря активному взаимодействию театральных педагогов и практиков сформировалась уникальная российская актерская школа». (из Концепции)

Хотелось бы особо остановиться на задачах театра по воспитанию зрителя, обогащению его внутреннего мира. Конкурсы поваров, парикмахеров и сантехников — это неплохо. Но здесь мы сталкиваемся с односторонним восприятием мира, обусловленным только особенностями профессиональной деятельности. На примерах США и западных стран мы видим, что такое одномерное отношение к человеку, как к некоему товару, обладающему сведенными до стереотипов личностными качествами и способностями, приводит к депрессиям и неврозам. Зачем нам копировать чужой неудачный опыт, если у нашей страны есть свои замечательные традиции, не раз доказывавшие свою востребованность и жизнеспособность? Театральное искусство обладает особой силой воздействия на зрителя. Задача театра — доносить до общественного сознания идеи и ценности, побуждающие людей творить. Для нас важно «в периоды, когда правда жизни на сцене теряет свой напряженный пульс, свой страстный нерв, яркость и свежесть своих красок» не поддаться соблазну «красивой неправды», не потерять всемирно признанные достижения отечественного театрального искусства.

Яна Мурзина

Источник: http://vechno-zhivoj.livejournal.com/19690.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *