ik_gimnaz

Гимназия: право на индивидуальность

В среду вечером (11 февраля) прошло очередное заседание Интеллектуального клуба в библиотеке им. Горловского на тему «Гимназия: право на индивидуальность».
Слушателей в зале было немного, около 15 человек, что, как мне показалось, слегка расстроило ведущих.

Не совсем понятно, в чем состояла цель дискуссии. То ли у докладчиков существует стремление распространять опыт гимназии им. Ольбинского на другие школы города, то ли нужно было обосновать необходимость получения гимназией дополнительного финансирования для проведения ремонта здания.

Видео мероприятия можно посмотреть здесь.

Председатель городской Общественной палаты О. Устинов предоставил историческую справку о Царскосельском лицее, в котором обучался «весь цвет тогдашней интеллигенции», и попытался провести параллели с гимназией им. Ольбинского. Процитировал один из принципов обучения, взятых на вооружение в Лицее: «не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие».

Замглавы города С. Персианов поделился воспоминаниями о том, как гимназия зарождалась и какую роль в ее основании сыграл И.Б. Ольбинский. Оказывается гимназия с момента своего открытия в 1994 г. замысливалась как некая кузница кадров для пополнения местных органов власти. А вот «Физико-математический лицей», созданный несколькими годами ранее, по мнению замглавы такой важной цели не имел, и его назначение сводится лишь к обучению людей для работы на атомных электростанциях.
Однако теперь гимназия воспринимается родителями и учащимися, как образовательное учреждение, которое дает сильную подготовку для поступления в ВУЗы.

80% выпусников уезжает профессионально реализовываться в столицу, несколько процентов — зарубеж и лишь небольшая часть остается в родном городе. Такие данные озвучил преподаватель, а также бывший ученик гимназии А. Демахин, пересчитав по памяти выбор места жительства своих одноклассников.
А. Демахин ознакомил присутствоваших с нынешним положением дел в гимназии и с собственным видением некоторых проблем школьного образования. В частности, рассказал о том, с каким трудом А. Асмолову (директор Федерального института развития образования (ФИРО), заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени М. В. Ломоносова) удалось повлиять на принятие в прошлом году новых стандартов в школьном образовании. Но при этом посетовал, что стандарты не всегда работают, т.к. осталась неизмененной система профобучения педагогов и система административного управления.
Также преподаватель гимназии сообщил о нехватке классов для организации кружков дополнительного образования, которое раньше имело место, а также об общем устаревании помещения здания, отсутствии своего спортзала.

После завершения выступления А. Демахина из зала был задан вопрос: «А в чем уникальность?» (Имеется в виду уникальность гимназии. В процессе выступлений слово «индивидуальность» трансформировалось в «уникальность».) Так что похоже не мне одной показалось, что заявленная тема раскрыта недостаточно, можно даже сказать практически не раскрыта, а цели заседания и вовсе неясны.

По-моему мнению, доказать уникальность обсуждаемого образовательного учреждения не получилось. Универсальность образования присутствует во всех российских школах, т. к. этот принцип заложен в государственных стандартах. Наличие сильного педагогического состава позволяет гимназии задавать высокую образовательную планку, но не говорит об ее уникальности. А если, допустим, «индивидуальность» гимназии состоит в преобладании личностно-ориентированного подхода в обучении детей, то преимущества этого опыта также требуют доказывания. Ведь практика применения такого метода порой приводит к скатыванию в дидактический формализм, который уже давно показал свою ущербность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *