Радио «Посад» всячески нахваливает недавно прошедшую премьеру спектакля «Куликово поле». Хотя не все так безоблачно и есть определенные скрытые мотивы и цели, преследуемые данным произведением.
Кратко суть постановки можно охарактеризовать всего двумя словами — православный контрмодерн.
Крестьянин, который серчает, что при барине лучше жилось, т.к. было куда приткнуться. Дочери профессора и юриста, поверившие в чудо явления преподобного Сергия, испытывают религиозный экстаз. Сами профессор и юрист, называющие себя маловерами, вследствие поддернутости знаниями, уверовали в чудо, т. к. получили неопровержимые доказательства его свершения. И ощутили на душе состояние благого покоя.
Советский период нашей истории представлен ложным, антирелигиозным и даже разбойным. Красноармейцы вели себя на сцене как отъявленные хулиганы и хамы. Не думаю, что на самом деле такое могло быть нормой поведения красноармейцев. Отдельные единичные случаи, конечно, могли происходить. Так и батюшки разные бывают.
Спасением от неправедного большевистского режима объявлено возвращение к корням, к православию. При этом умалчивается, что такой возврат сопряжен с возвратом в крепостную зависимость, отказом от достижений научно-технического прогресса и прочих благ цивилизации. Это ведь такое решение проблемы «лишних людей«. Загнать их назад в экологически чистое и несвободное, зато психологически удобное, существование. А власть имущие получат возможность дольше тратить на себя конечные природные ресурсы и прочие блага.
Посетители в основном были из числа православной общественности: семинаристы, дамы в платках, длинных юбках, мужчины с отрощенными бородками и т.п. Школьников практически не наблюдалось, несмотря на расклеенные по школам афиши с рекламой постановки.
С художественной точки зрения спектакль оставляет желать лучшего. Длинные, сложные диалоги на околофилософские темы занимают бОльшую часть представления. Приходилось постоянно прислушиваться, чтобы не потерять нить рассуждений.
Но это даже хорошо, — меньше будет желающих смотреть данное пропагандистское произведение.
Режиссер-постановщик — свежеиспеченный выпускник Московской духовной академии, находящейся в стенах Троице-Сергиевой Лавры.
Видать такое нынче время. Патриарх Кирилл на соборе говорит одно, а на местах разброд и шатания.
(На XVIII Всемирном Русском Народном Соборе, прошедшем 11 ноября 2014 г. патриарх призывал к «необходимости поиска и дискуссий для достижения согласия в интерпретации тех или иных событий прошлого, оценки исторических фигур«. А также «не повторять ошибки тех, кто по меткому выражению Александра Зиновьева, «целился в коммунизм, а попал в Россию».«)
Интерес также представляет монолог о необходимости переделать веру так, чтобы народ мог пощупать хлебА, ведь не каждый способен только верить. Таким образом, прозвучали гностические ноты и это закономерно, т. к. неоархаизация невозможна без отказа от свободы, от дарованной подвигом Христа возможности не только иметь, но и быть.